Некоторые из моих студентов просто обожают учить английский язык и часами работают самостоятельно, выполняя упражнения из учебников, читая книги на английском, слушая аудиофайлы, повторяя лексику, общаясь по-английски. Это здорово, потому что их прогресс заметен сразу.
Однако, есть и такие случаи, когда ученики делают исключительно то, что им нравится, например, какие-то упражнения выполняют, а какие-то нет. Некоторые совсем игнорируют домашнее задание, полагая, что их работы на уроке вполне достаточно.
В моей ранней практике были разные странные случаи, например, был взрослый ученик, который прямо с попрога заявил, что ему нужна только лексика и грамматика. Мы стали разбирать лексику, грамматические структуры. За три месяца молодой человек выучил несколько сотен новых слов, он понимал тексты, в которых употреблялись новые выражения, но он ни на йоту не продвинулся в говорении. К своей досаде, он заметил, что такие занятия не эффективны для него, т.к. он не может свободно говорить по-английски, используя выученные слова. А по другому и не могло быть - ведь ученик не ставил перед собой цель - заговорить, не активизировал лексику и грамматические структуры в речи, не хотел и не просил этого!
Чтобы обучение английскому было эффективным, необходимо, сделать обучение сбалансированным, комплексным. Как это сделать? Ответ прост: изучать язык в системе, следуя “Правилу семи”.
Вам понадобится охватить три аспекта языка плюс четыре речевых навыка. Когда Вы составляете для себя план на неделю, удостоверьтесь, что все семь пунктов охвачены.
Аспекты языка — это произношение, словарный запас и грамматика.
Четыре навыка — это аудирование, чтение, письмо и говорение.
Попробуем составить план на неделю для студента уровня intermediate или upper-intermediate так, чтобы охватить все семь пунктов.
План на неделю:
Понедельник: курс по произношению; повторение лексики по теме, работа с аудиокнигой.
Вторник: грамматические упражнения; слушание подкаста TED, написание письма.
Среда: лексические упражнения из учебника, добавление новых слов и словосочетаний в Anki, разговорная практика.
Четверг: курс по произношению, грамматические упражнения, чтение двух-трёх статей из журнала или газеты.
Пятница: слушание подкаста TED, разговорная практика, написание сочинения.
Суббота: курс по произношению; повторение тематической лексики, чтение художественной книги на Kindle.
Воскресенье: лексико-грамматические упражнения, разговорная практика, просмотр фильма или серии из сериала.