“Cтолько незнакомых слов! Я просто не понимаю, о чём они говорят!” — это самая распространённая жалоба после того, как мои студенты делают оценочный тест IELTS. Если по моим ощущениям, у студента уже есть уровень В1-В2 (intermediate-upper-intermediate), я провожу небольшой эксперимент. Я просто прошу их открыть страницу с расшифровкой аудиозаписи, прочесть её вслух и назвать все незнакомые слова. Оказывается, что на самом-то деле всего три-четыре незнакомых слова в первой части, пять-шесть — во второй и чуть больше — в третьей. Получается, что дело вовсе не в незнакомых словах.
В чём же основная причина плохого восприятия на слух? Это проблема фонетическая, которая чаще всего связана с недостаточно развитым умением разделять отдельные слова в потоке речи и ухватывать суть. Устная английская речь мелодична, все слова в ней очень тесно переплетаются, а если еще речь быстро звучит, и к тому же присутствует акцент, что делать и как быть? Развивать в себе этот фонетический навык, работать над произношением, выполнять тренировочные упражнения.
Если все-таки проблема лексического плана, если встречается много незнакомых слов и выражений, то, скорее всего, это говорит о том, что у вас еще недостаточный лексический запас и надо его пополнять, рассматривать разные темы, усваивать тематическую лексику, запоминать лексику, регулярно работать с ней, тогда незнакомых слов будет становиться все меньше, а понимать вы будете с каждым разом все больше.
Ещё одна частая проблема — недостаточная концентрация внимания. Внимание скачет, когда студенты пытаются читать, писать и слушать одновременно. Иногда возникают отвлекающие мысли или шумы, из-за чего можно пропустить важный ответ. Когда играет запись, 80% внимания должны быть на ней, а остальные 20% — на прочтении подчёркнутых слов, которые помогают сфокусировать внимание на сути вопроса. Ответы на вопросы идут один за другим, так что записывание ответов в буклет — не такая большая проблема. Внимание можно натренировать как мышцу, постоянно возвращая его к записи и не давая себе блуждать мыслями о работе, семье, друзьях, политике или других вещах, не относящихся к аудированию.
Наконец, у некоторых студентов есть орфографические проблемы. К сожалению, даже если ответ вы дали правильный, например, нужно было записать слово beautiful, а вы допустили в этом слове орфографическую ошибку, допустим написали beutiful, то ваш ответ будет не засчитан. Опять же, лишь практика может помочь решить эту проблему — орфографические диктанты, заучивание правильного написания сложных слов и регулярное повторение. Даже люди с такими дефектами как дисграфия могут улучшить свой результат, просто у них это займёт больше времени.
Какие самые эффективные стратегии во время аудирования?
1) Правильно используйте время
На экзамене Вам дадут время, чтобы ознакомиться с вопросами. Используйте его, чтобы подчеркнуть ключевые слова в как можно большем количестве вопросов. Я советую пролистать буклет вперёд, до длинных вопросов с несколькими вариантами ответа и подчеркнуть ключевые слова там. Однако, как только начнётся диалог, сразу же вернитесь к текущему вопросу и сосредоточьте 80% внимания на записи. Остальные 20% должны быть направлены на один-два следующих вопроса. Когда Вам дают дополнительное время, чтобы проверить Ваши ответы, используйте его, чтобы подчеркнуть ключевые слова в вопросах дальше. Так Вы успеете прочесть все вопросы и подчеркнуть все ключевые слова.
2) Предугадывайте ответы заранее
Если у Вас тип вопроса “заполните пробелы” (fill in the gaps), мы можете предугадать, что именно нужно услышать. Этом может быть день недели, время, цена, фамилия, номер телефона и т.д. В более сложных разделах (sections) можно хотя бы угадать часть речи.
3) Запоминайте идеи
Для вопросов, где нужно подобрать ответы из списка (matching questions) или выбрать правильный вариант из нескольких ответов (multiple choice questions), просто ещё раз прочтите подчёркнутые ключевые слова, стараясь запомнить идеи. Допустим, у Вас в задании пять имён людей (Simon, Liz, Sarah, Duncan and Judith) и восемь видов работы (advertising, animal care, building, educational links, engine maintenance, food and drink, sales, staffing). Само задание — выбрать правильную работу для каждого человека.
Здесь важно запомнить все восемь видов работы и быстро повторить их в уме. Затем, во время того, как Вы слушаете запись, старайтесь уловить синонимы к этим видам работы. Так Вам не понадобится постоянно перечитывать весь список и Вы не будете отвлекаться от записи. Всего лишь выберите ту идею, которая лучше всего подходит.
4) Обращайте внимание на синонимы
Важно запоминать именно идеи, а не сами слова. IELTS составлен с учётом синонимов и антонимов, говорящие никогда не повторяют точную фразу из буклета, вместо этого они используют синонимы и перефразируют.
5) Двигайтесь вперёд
Если Вы пропустили ответ, просто идите дальше. Забудьте об этом вопросе до самого конца записи. Тогда, уже перенося все ответы в бланк, Вы можете поставить ответ наугад.
6) Не оставляйте пробелы в бланке
Вас не накажут за неправильные ответы, так что, если Вы не знаете ответ, всё равно попытайтесь догадаться и что-то записать.
7) Ещё раз проверьте орфографию и номера вопросов
Бывает легко ошибиться в номере вопроса, особенно если у Вас таблицы или карты. Внимательно переносите ответы в бланк, а потом ещё раз проверьте номера. Удостоверьтесь, что Ваш почерк разборчив и снова перечитайте все свои ответы, проверяя орфографию.
Какой может быть план действий для подготовки к IELTS listening:
-
Делайте тест IELTS listening дважды в неделю. Используйте официальные материалы (IELTS official practice materials 1 и 2 и Cambridge IELTS 9, 8, 7, 6). После того, как Вы сделали сам тест, перенесите свои ответы в бланк. Пишите карандашом, как на настоящем экзамене. Наконец, проверьте свои ответы по ключу.
-
Развивайте свой словарный запас. Сделав тест listening, прочтите все расшифровки записей и выпишите незнакомые словосочетания в Ваш словарик с незнакомыми фразами.
-
Анализируйте свои ошибки. Постарайтесь почувствовать логику экзамена. Почему Вы допустили ошибку? Может, Вы пропустили синоним или не запомнили ключевые слова или Вам просто не хватило времен услышать ответ? Работайте над своими ошибками. Не повторяйте их!
-
Улучшайте свой навык аудирования. Хотя бы час в день развивайте свой навык. Слушайте подкасты BBC. Смотрите фильмы на английском без субтитров. Слушайте аудиокниги. Проходите курсы на Coursera. Смотрите презентации TED. Чем разнообразнее материалы — тем лучше.