К сожалению, частой проблемой провала на экзамене или тесте становится, казалось бы, банальная причина - нехватка времени на выполнение заданий. "Тороплюсь, но не успеваю". "Не хватило времени". "Потерял баллы из-за того, что не осталось времени на выполнение последнего задания", - жалуются некоторые ученики.
Что делать в такой ситуации? Ответ простой - пересмотреть свою подготовку.
Рассмотрим типичные причины такой ситуации и постараемся найти решение проблемы:
Причина 1. Медлительность и нерешительность.
Человек может все знать и уметь, но при этом привык работать медленно, осторожно, вдумчиво, рассуждая, долго обдумывая тот или иной шаг. Такие люди не любят спешки, не любят, чтобы их то и дело подгоняли, но на экзамене или тесте подобная медлительность обернется провалом.
Решение: надо уметь правильно распределять время, отведённое на подготовку, на выполнение заданий, и мы должны научиться правильно этим временем пользоваться, not to waste time.
Мы должны понимать, что любой экзамен, как и любой тест, ограничен по времени, и в идеале мы должны знать, сколько минут длится экзамен или тест в целом, и сколько минут отводится на выполнение заданий каждого раздела, если экзамен/тест состоит из нескольких частей.
Заранее можно вычислить приблизительное время, которое вы можете потратить на выполнение каждого экзаменационного задания. При этом, надо учитывать уровень сложности заданий. Чем сложнее задание, тем больше времени понадобится вам на его выполнение. Например, раздел чтение на ЕГЭ по английскому языку состоит из 3 текстов и трёх типов заданий, расположенных от простого к сложному. Всего на выполнение раздела отводится 30 минут, за это время надо успеть выполнить все 3 задания. Конечно, можно распределить эти 30 минут равномерно, по 10 на каждое задание, но, учитывая сложность заданий, правильнее было бы сделать по-другому: уделить 5-7 минут первому тексту, 7-10 минут - второму, и тогда на самое сложное задание у вас останется 12-17 минут, чего будет вполне достаточно для выполнения.
За временем необходимо следить постоянно, особенно во время выполнения тренировочных заданий. Отмечайте время выполнения заданий, фиксируйте свои результаты.
Старайтесь приучать себя работать быстро и сосредоточенно с первых секунд, не отвлекаясь на внешние раздражители (шум, разговоры и т.д).
Выполняя тренировочный тест, настройте себя на быструю и продуктивную работу, представьте себе, что вы уже на экзамене, самостоятельно контролируйте время, не теряйте ни одной минуты.
К сожалению, время на экзамене - это ваш злейший враг, и вы должны с этим врагом бороться, не позволяйте себе расслабляться, долго думать и медлить с ответом. Расслабиться вы сможете, но только после сдачи экзамена.
Причина 2. Незнание формата экзамена или теста
Вторая причина приводит к тому, что на экзамене мы теряем драгоценное время на разбор заданий, теряем время на то, чтобы понять и осмыслить, какие задания нам надо сделать, в какой последовательности и как. Мы задаем вопросы экзаменатору, читаем и перечитываем задания снова и снова вместо того, чтобы их выполнять. Есть обратная сторона этой же медали - когда не разобравшись с заданием, не дочитав задание до конца, мы в спешке приступаем к его выполнению и либо неправильно выполняем задание, либо опять же выполняем задание не до конца.
Решение: необходимо внимательно изучить формат экзамена. Вы должны знать об экзамене все: разделы, количество заданий и их типы, требования к выполнению заданий, время, отведённое на подготовку, количество баллов. Чем больше вы будете знать о формате экзамена, тем увереннее вы будете себя чувствовать в день сдачи экзамена. Вам достаточно будет взглянуть на задание, чтобы понять, что от вас требуется сделать.
Помните также о том, что если вы готовитесь к сдаче экзамена на протяжении нескольких лет, например, к FCE, IELTS, TOEFL, то есть вероятность того, что за это время в формате экзамена что-то может поменяться. Могут появиться новые разделы, новые задания, может измениться время, отведённое на выполнение заданий. Будьте в тренде и следите за всеми изменениями!
Причина 3. Паника.
Экзамен - это всегда стресс, и каждый об этом знает, только не все знают, как с этим стрессом бороться, в итоге из-за чрезмерных переживаний и страха впадают в нервозное состояние, в ступор, это сильно мешает на экзамене, не даёт сосредоточиться и быстро справиться с заданиями.
Решение: успокоиться, думать о хорошем, настраивать себя на продуктивную работу, на успешное выполнение всех заданий. Мысли должны быть только позитивными, чаще улыбайтесь, следите за настроением. День перед экзаменом лучше провести спокойно и обязательно нужно выспаться. Если вы подвержены частым паническим атакам, то лучше посоветоваться с неврологом и пройти курс терапии, укрепить свою нервную систему.
Причина 4. Незнание тактик выполнения заданий, неправильное выполнение заданий.
У каждого задания есть своя тактика выполнения, т. е. наиболее быстрый и эффективный способ. Если мы не владеем тактикой, то опять же теряем время.
Решение: тактиками выполнения заданий владеет преподаватель, поэтому лучше заранее обратиться к преподавателю за такой помощью либо самостоятельно найти информацию об этом. Важно не только изучить тактику, но и попробовать её на практике, посмотреть, прочувствовать, понять, как она работает.
Так, например, выполняя, задание по чтению на сопоставление текстов и их названий, мы должны сначала внимательно прочитать все заголовки, определить смысловую разницу между ними, выделить в них и запомнить ключевые слова. Обычно на это уходит до 2 минут времени. И только после этого мы можем уже обратиться к текстам. Тексты ни в коем случае нельзя читать от и до, разбирая смысл каждого слова, вам просто не хватит на все это времени, в конце концов это задание не на перевод текста и не на его выразительное прочтение. Здесь важно прочитать только начало и конец, уловить общий смысл, обратить внимание на ключевые слова, выделять их по ходу чтения. Далее надо сразу отметить наиболее подходящие варианты ответов. Где-то вы сможете очень быстро догадаться, о чем идет речь, а где-то, возможно, придется делать выбор из двух-трëх вариантов, и только в таких, наиболее сложных моментах, вы можете перечитать некоторые тексты заново, обращая внимание на их смысловую разницу, на то, чем эти тексты отличаются, но в любом случае делать это надо очень быстро, быстро определяться с ответом.
Выполняя любые задания, нельзя зацикливаться на одном каком-то вопросе. Долгое обдумывание одного вопроса ничего не даст, так вы просто потеряете время. Если вы не можете ответить сразу, лучше этот вопрос пропустить и переходить к следующим. Ответы на другие вопросы, в конечном итоге, могут подсказать вам правильный ответ на пропущенный вопрос.
Причина 5. Отсутствие знаний и навыков
Разумеется, если вы претендуете на сдачу, например, экзамена FCE, то ваш уровень владения английским языком должен быть не ниже B1, в противном случае вас ждет разочарование. Почему? Потому что вы не готовы к сдаче такого экзамена.
Решение: чтобы сдать экзамен, к нему нужно готовиться, и речь идет не только о формате и стратегиях выполнения заданий, речь идет о ваших знаниях языка и ваших речевых навыках. Необходимо тренировать навыки регулярно, повышать уровень владения языком, работать над всеми аспектами языка в комплексе.
Итак, чтобы быстро работать над заданиями, нужно:
-
знать все об экзамене,
-
владеть необходимым уровнем подготовки,
-
владеть техниками выполнения заданий,
-
уметь работать быстро, спокойно и сосредоточенно,
-
правильно распределять и использовать время.
На экзамене всегда помните о том, что ...
... и что лучше двигаться вперед, чем застрять и не дойти до конца!
Желаю Вам успехов!