Наконец, свершилось! HR менеджер международной компании отобрал Ваше резюме и пригласил Вас на собеседование. Единственное, Вас предупредили, что встреча будет проходить на английском языке, чтобы проверить, соответствует ли Ваше знание английского указанному в резюме уровню «Upper-intermediate«. Даже просто собеседование — это стресс, но если оно ещё и на иностранном языке, — стресс удваивается.
В этой статье я привожу несколько советов, как улучшить шанс на успех. Помимо этого, специально для тех, кому нужно подготовиться к собеседованию быстро, я разработала обучающий курс делового английского.
Итак, как эффективнее всего готовиться?
1. Соберите информацию
«Знание — сила», сказал известный философ Фрэнсис Бэкон. Вам прийдётся превратиться на время в предприимчивого и изобретательного детектива или разведчика и отыскать как можно больше информации о следующем:
✓ Рабочие обязанности и требования к кандидатам
✓ Товары/ услуги компании
✓ Миссия компании и её ключевые ценности
✓ Структура компании
✓ Конкуренты
✓ Ваш интервьюер
✓ Ваш потенциальный будущий босс
Иногда можно обзвонить друзей, кто знает кого-то из этой отрасли и получить информацию «из первых рук«. Внимательно проштудируйте описание работы, сайт компании, пресс-релизы, интервью и статьи в прессе. Найдите профили интервьюера и босса в социальных сетях LinkedIn и Facebook, чтобы сформировать впечатление ещё до знакомства с ними. По возможности, попробуйте заказать продукцию или услугу этой компании, чтобы узнать ещё больше. Запишите ключевые моменты в блокнотик, вы сможете перечитать его, если придёте на собеседование раньше и будете ожидать своего времени.
2. Тренируйтесь до собеседования
Самый эффективный способ — взять пару сессий у опытного тренера по собеседованиям на английском языке. Ещё одна возможность — попросить англоговорящего друга отрепетировать с вами вопросы. Также можно тренироваться самому перед зеркалом, обращая внимание не только на речь, но и на позу, жесты и мимику.
Вы удивитесь, сколько интервьюируемых спотыкаются на простейшем вопросе: «Расскажите мне о себе». Полезно заготовить двухминутную «презентацию» о себе и практиковать её перед зеркалом. В ней Вы можете упомянуть о своей прошлой работе, обязанностях и достижениях.
3. Освежите в памяти своё резюме
Поразительно, что многие соискатели даже не просматривают до собеседования своё же резюме и точно не помнят, что они написали несколько месяцев назад, тем более, если это было на английском. Память может подвести, и человеку легко позабыть даты, обязанности, проекты и достижения. Если же резюме у Вас будет под рукой, Вы сможете использовать его для обоснования ответов о прошлом опыте.
4. Обдумайте свои сильные стороны
Даже если интервьюер и не спросит о Ваших сильных сторонах, приготовьтесь упомянуть о них, как только представится возможность. Полезно сформулировать хотя бы три навыка и подтвердить их конкретными примерами. Может, Вы хорошо справляетесь с многозадачностью (multi-tasking)? Возможно, Вы умеете управлять коллективом? Или имеете какой-то совсем уникальный опыт работы? Запишите все важные идеи и сверьтесь со словарём делового английского языка, чтобы употребить правильные выражения.
5. Взвесьте свои слабые стороны
Хотя многие интервьюеры больше не спрашивают собеседуемых о слабых сторонах напрямую, они могут замаскировать этот вопрос и спросить: «Почему я НЕ должен взять вас на работу?», «Как вы поступали, когда ошибались?», «Расскажите мне о ваших неудачах?» или «Какие навыки вам нужно развивать?»
Нельзя произвести впечатление малокомпетентного сотрудника, отвечая «Я часто срываю сроки» или «Иногда я выхожу за рамки бюджета». Также не стоит отделываться общими фразами «Я перфекционист» или «Я трудоголик«.
Лучше всего вспомнить конкретную неоднозначную ситуацию, которая может волшебным образом превратить вашу слабую сторону в сильную. Например: «Я заметил, что работаю гораздо продуктивнее, если у меня много задач. Когда у меня была лишь одна задача — составить бюджет, я делал это гораздо дольше, чем в другой подобной ситуации, когда у меня были другие задачи, помимо бюджета".
6. Покажите Ваш профессионализм
Некоторые соискатели допускают ошибку, полагая, что интервьюер прекрасно помнит их резюме, и, в результате, не рассказывают о своём профессиональном опыте. Они забывают, что собеседование — это шанс продемонстрировать свой профессионализм.
Запишите показательные проекты и яркие ситуации, где Вы проявили свои знания и личностные качества, по возможности на каждый навык, перечисленный в описании должности. Подробно опишите, как Вы применяли свои навыки, и как Ваш прошлый опыт работы соотносится с требованиями к соискателю.
7. Составьте список своих достижений на английском
Вспомните свои наиболее важные достижения. Это может быть что-то связанное с прошлой работой, учёбой и даже спортивное достижение. Интервьюеры ценят соискателей, которые достигают своих целей и излучают положительную энергию и энтузиазм.
Воспользуйтесь силой "личностных историй", когда вы рассказываете о достигнутых Вами результатах. Вы можете объяснить, почему было сложно достичь Вашу цель и чем Вы руководствовались, обдумывая решения и предпринимая различные шаги.
8. Подготовьтесь к «вопросам-ситуациям»
Мои студенты часто делятся впечатлениями после пройденных собеседований, и я вижу, что многие международные компании всё ещё применяют подход «ситуаций». Вы легко можете найти в Гугле «situational interview questions» и пройтись по самым сложным для Вас вопросам.
Могут попасться вопросы типа: «Опишите ситуацию, когда вы поставили себе цель и достигли её» или «Как вы повели себя в конфликте с другим сотрудником?» или «Приведите пример, как вы использовали логику для решения проблемы» или «Как вы справились с серьёзным препятствием, чем сейчас гордитесь?«.
Не запоминайте точные ответы, набросайте лишь идеи. При этом полезно повторить правильные английские словосочетания, чтобы наилучшим образом показать Ваше владение английским языком.
9. Отработайте «агрессивные вопросы»
Время от времени Вы можете столкнуться с агрессивным интервьюером. Его цель — проверить, как вы ведёте себя в условиях стресса. Он может запугать вас вопросами типа «Зачем мне вас брать на работу» или «Убедите меня за минуту, что я должен платить вам за эту работу» или нападками типа «У вас самая низкая квалификация из всех кандидатов на эту должность», «У вас ужасный английский» или «Вы всегда так одеваетесь?".
Ваша задача — вести себя профессионально и оставаться спокойным и собранным. Если получится, отнеситесь к такому высказыванию с юмором. Однажды я прочла замечательную статью об уличных актёрах Нью Йорка, которые импровизировали шуточные диалоги прямо на сцене перед толпой. Чтобы это выглядело интересно, они следовали простому правилу: "Со всем соглашайся и добавляй своё". Даже если их партнёр предлагал нечто безумное, они соглашались, но добавляли свою реплику. Именно такой подход поможет Вам сохранить уверенность в себе в ситуации давления.
Например, если интервьюер нападает: «Ваш английский ужасен», собеседуемый может ответить: «Да, я пока что не Стивен Фрай, но через пару лет хочу достичь уровня диктора BBC». Или если интервьюер давит: «У вас самая низкая квалификация из всех кандидатов на эту должность», соискатель может ответить: «Надо же! Значит, должно быть, у меня лучший потенциал, раз Вы меня собеседуете".
10. Следите за своим «языком тела»
Лишь тренировка поможет научиться успешно использовать язык тела. Интервьюеры — это часто опытные психологи, которые интерпретируют даже малейшие жесты, мимику, дыхание и тон голоса.
Общий совет — сидеть прямо, но в открытой и расслабленной позе, улыбаться и периодически смотреть в глаза. Чтобы установить контакт, попробуйте зеркально отображать положительные и нейтральные жесты вашего интервьюера, но не делать это чересчур заметно. Например, если он тронул ручку на столе, попробуйте через несколько секунд изобразить похожий, но не идентичный жест.
Удостоверьтесь, что Вы не ёрзаете на стуле и не теребите волосы. Не скрещивайте ноги или руки, — это «закрытая поза», которая показывает, что Вы в оборонительной позиции.
11. Покажите свою мотивацию
Мало кто знает, что самая важная задача интервьюера — найти мотивированного человека. Компаниям не нужен тот, кто через пару месяцев уволится или тот, которого нужно специально убеждать работать.
Опыт, достижения, регалии имеют значение лишь постольку, поскольку человек обладает мотивацией работать в этой компании. Вы можете выгодно подчеркнуть это своё качество, рассказав, как Вы продвинулись по карьерной лестнице на прошлой работе, а ещё при удобном случае упомянув другие интересы, которые Вас вдохновляют (изучения иностранного языка, танцы, альпинизм) или показав интерес к компании.