Многие изучающие иностранные языки сталкивались с такой проблемой, как плохое понимание речи на слух. Вроде и словарный запас неплохой, и в грамматике более или менее ориентируются, и неадаптированную литературу пробуют читать — но на слух практически ничего не улавливают. Потому что слишком быстро, слишком невнятно, слишком непривычно... Причин здесь может быть множество. Давайте разбираться.
Фонетические трудности:
-
невнятная речь, связная с индивидуальными особенностями человека,
-
акценты,
-
непривычное произношение отдельных слов (например, американизмы),
-
темп речи, который может быть достаточно быстрым, например, в английском языке он составляет порядка 150-180 слов в минуту, в то время как в в русском языке — порядка 100-120 слов в минуту. И дело здесь не только в том, что в русском языке слова длиннее — по английски действительно говорят быстрее.
-
неумение вычленять слова в потоке речи. Речь, которая представлена в учебных пособиях, не всегда похожа на ту, что в реальной жизни, когда и правила нарушаются, и сленг присутствует, и произношение более небрежное.
Лексико-грамматические трудности:
-
ограниченный лексический запас, когда слышишь лишь отдельные знакомые слова, а остальное звучит как фон, набор непонятных звуков.
-
слабое знание грамматических конструкций, грамматических форм слов.
Как же улучшить понимание речи на слух? Очевидный совет — как можно больше слушать. Одна из самых распространенных ошибок в изучении иностранного языка заключается в том, что люди слишком мало слушают. Не обязательно слушать с целью полного, 100% понимания. Гораздо важнее привыкнуть к темпу речи, ее интонациям, общему звучанию. Вы можете слушать учебные диалоги, но гораздо лучше будет, если Вы воспользуетесь аутентичными материалами. Даже если Ваш уровень владения языком пока невысок — ничего страшного, возьмите что-то максимально простое, например, сказки для самых маленьких.
Также Вы можете пройти любой курс, направленный на отработку произношения. Для английского языка вполне можно воспользоваться старыми добрыми пособиями типа Sheep or Ship? или Tree or Three?. На первый взгляд совет может показаться странным, но это действительно работает. Большинство английских звуков сильно отличаются от русских, многих у нас в языке нет в принципе. Интонационный рисунок английской речи не имеет ничего общего с русской интонацией. Чем лучше Вы проработаете все фонетические особенности английского языка, тем легче Вам будет воспринимать речь на слух.
Хорошие способ развивать навыки аудирования — это слушать подкасты. Существуют учебные подкасты разработанные специально для изучающих язык. В них используются короткие простые предложения, отсутствуют идиоматические выражения, темп речи медленный, а произношение очень четкое и правильное, то есть они составлены таким образом, чтобы Вы могли понять каждое слово. На самом деле, это палка о двух концах. С одной стороны, такие подкасты действительно помогают изучать язык. С другой — они сильно отличаются от реальной, повседневной речи носителей языка. Поэтому я бы порекомендовала также обязательно слушать и аутентичные, то есть не предназначенные для целей обучения, материалы.
Если Ваш уровень владения языком довольно высокий, Вы можете попробовать поработать с фильмами. Если Вам сложно просматривать весь фильм целиком, то можете выбрать для себя небольшой фрагмент, минут на 15-20. Похожим образом можно работать и с аудиокнигами (Вам также понадобится текстовая версия). Опять же, необязательно слушать всю книгу целиком (особенно если ее продолжительность составляет 5-6 часов!), можно выбрать небольшой фрагмент, который Вам необходимо будет прослушать многократно, пять и более раз.
Помните, что мало просто так пассивно слушать, важно принимать в этом процессе активное участие. Я предлагаю всем своим ученикам придерживаться алгоритма под названием "СЕМЬ ШАГОВ". Это выверенная временем, практикой методика, которая действительно работает и помогает достигать высоких результатов!
Пошаговый план тренировки аудирования "7 шагов"
1. Первичное прослушивание. Читаем задание, выделяем ключевые слова. Слушаем аудиотекст от начала до конца. Цель: понять общий смысл, уловить идею, суть высказывания (о чем в целом идет речь, какова тема сообщения). Выполняем задание, отмечаем те ответы, в которых уверены.
2. Вторичное прослушивание. Слушаем второй раз тот же аудиотекст более внимательно. Обращаем внимание на интонацию, логическое ударение, вслушиваемся в слова, стараемся понять как можно больше (что конкретно было сказано по теме сообщения). Отвечаем на все оставшиеся вопросы задания.
3. Работа со скриптом. Проверка понимания. Слушаем и читаем скрипт одновременно. В скрипте по ходу прослушивания отмечаем все незнакомые слова и выражения, а также особенности их произношения, фонетические нюансы.
4. Фонетический разбор. Слушаем, как произносятся новые слова и выражения в связной речи и повторяем их вслух пока не добьемся беглости. Повторяем вслух те части аудиотекста, где вы чего-то не расслышали и не поняли, имитируем услышанное.
5. Лексико-грамматический разбор. Работаем с новыми словами и выражениями. Уточняем их значения, фиксируем новую лексику в своём словарике, составляем с новой лексикой и новыми грамматическими конструкциями свои предложения, стараемся их запомнить, периодически их повторяем.
6. Повторное прослушивание со скриптом. Слушаем и читаем вслух, убеждаемся, что нам все стало понятно. Проверяем выполненное задание и исправляем ошибки, если они есть.
7. Повторное прослушивание без скрипта. Слушаем тот же аудиотекст последний раз, убеждаемся, что нам все понятно без скрипта. Если нет, то следует вернуться к 4-5 шагам и более тщательно их проработать, а затем снова выполнить 6-7 шаги.
Итак, обобщая сказанное, важно запомнить, что цель первого прослушивания — общее понимание, пока не пытайтесь вникнуть в детали. Во время второго прослушивания постарайтесь понять текст как можно полнее. Для третьего прослушивания Вам понадобится текст (скрипт) записи. Вы слушаете запись, и в это же время читаете текст. При необходимости можно делать паузы, выделять в тексте все незнакомые слова, помечать их произношение, искать незнакомые слова в словаре, отмечать их значение, искать информацию о грамматических конструкциях и формах в грамматических справочниках и так далее. После такого детального разбора текста Вам необходимо прослушать запись еще раз, уже не заглядывая в текст. Через некоторое время, например, через неделю, прослушайте эту запись еще раз, и сравните уровень понимания с тем, что был у Вас во время самого первого прослушивания. Вы будете приятно удивлены результатом!
И последний совет — повышайте свой уровень языка при помощи регулярных занятий!
Чем больше будет Ваш словарный запас, чем увереннее Вы будете владеть различными грамматическими конструкциями, тем легче Вам будет понимать устную речь.