По работе мне часто приходится отвечать на разные вопросы, которые касаются моего трудового опыта, методики преподавания, учебных материалов, расписания занятий, форм обучения. На этой страничке представлены самые популярные вопросы, а также мои ответы на них. Если среди вопросов не нашлось вашего, смело задавайте (через форму обратной связи), обязательно отвечу!
Каков ваш опыт работы? Чему обучаете? Где работате?
Я кандидат филологических наук, сертифицированный преподаватель английского языка. У меня есть опыт работы в детском саду, в школе, в колледже, в институте, на курсах повышения квалификации для учителей английского языка. Несмотря на довольно большой опыт (более 10 лет) в сфере образования, я нахожусь в постоянном поиске наиболее эффективных способов и приемов обучения. Как совершенно справедливо говорят: "Live and learn".
Сейчас я в основном занимаюсь частной практикой. Постоянно совершенствую свои языковые навыки, прохожу курсы повышения квалификации, общаюсь с носителями языка, разрабатываю авторские учебные материалы и курсы, делюсь своими знаниями, своим опытом и материалами со своими учениками и подписчиками, провожу вебинары для преподавателей и даю частные уроки взрослым и детям «у себя» (рабочий кабинет) и дистанционно (по Скайпу и образовательным платформам), готовлю к серьезным экзаменам и олимпиадам.
Сколько по времени длятся занятия? Можно ли занятия переносить, отменять, не пропадают ли заранее оплаченные занятия?
У меня довольно плотный график работы, но я стараюсь быть гибкой. Что это значит? Это значит, что мы можем менять продолжительность занятий (45 минут/ 60 минут/ 90 минут), сроки обучения, отменять и переносить занятия при необходимости без денежных потерь и нервных срывов. При этом до начала занятий мы договариваемся о фиксированном графике занятий, которого стараемся придерживаться, а пропущенные занятия по возможности компенсировать. Если индивидуальное занятие по какой-либо причине не может состояться, то оно переносится, проводится в другой день. О переносах я прошу заранее предупреждать. Расписание занятий обязательно согласовываем и всегда находимся на связи.
Какие подходы, методы и материалы вы применяете?
На своих занятиях я использую комплексный, личностно-деятельностный, индивидуальный подходы, современные методы (PPP метод, коммуникативный метод, интерактивный метод, метод полного погружения в язык, проблемно-поисковый метод, языковой портфель), а также разнообразные средства обучения, которые взаимодополняют друг друга и делают процесс обучения эффективнее, – это лучшие современные печатные и электронные учебные комплексы отечественных и зарубежных авторов, авторские учебные пособия, которые я разработала самостоятельно, мультимедийные образовательные интернет-ресурсы, художественная литература, английские журналы и газеты, аудиовизуальные средства, разнообразный наглядный материал. Что касается зарубежных изданий, то это в основном учебная литература таких известных идательств, как Oxford University Press, Cambridge University Press, Longman, Pearson Education Limited.
В чем проявляется ваш индивидуальный подход?
Индивидуальный подход проявляется во всём, но прежде всего, в организации обучения. Мы выбираем удобное время для занятий, форму обучения (индивидуально, в паре или в мини-группе, очно или/и дистанционно). В самом начале обучения я выявляю интересы, потребности учащихся, текущий уровень подготовки, их возможности и способности. В зависимости от интересов, цели обучения, уровня подготовки мы выбираем учебный курс и учебные материалы.
Планируя и разрабатывая уроки, я обязательно учитываю возрастные, психологические и индивидуальные особенности каждого ученика. Индивидуальность также проявляется в способах подачи материала, в темпе обучения, в выборе методов и приемов, типов заданий. Для каждого ученика (особенно это касается индивидуального обучения one-to-one) разрабатывается индивидуальная программа обучения. Это очень большая и кропотливая работа, которая требует тщательной подготовки.
Нужно ли самим приобретать учебные материалы для занятий?
Нет. Я всегда выдаю своим ученикам все необходимые учебные материалы в электронном и/или печатном виде, делаю это абсолютно бесплатно. Кроме того, я делюсь со своими учениками дополнительной полезной информацией и полезными ссылками на обучающие платформы и интернет-ресурсы.
Задаете ли вы домашние задания?
Да, даже самым юным ученикам. Самостоятельная домашняя подготовка важна, это обязательная часть обучения. С помощью такой работы мы повторяем и закрепляем учебный материал (лексику, грамматические структуры), дополнительно работаем над развитием всех речевых навыков. Как правило, "на дом" я даю такие задания, которые уже отрабатывались на занятии, т.е. ученик знает, как надо выполнять задание, что от него требуется сделать дома. Часто задания носят творческий и/или проблемно-поисковый характер и, разумеется, это зависит от возраста и уровня подготовки ученика.
Например, для взрослых учащихся среднего-продвинутого уровней, обсуждая тему космоса, я могу предложить найти информацию о происхождении луны, сравнить разные точки зрения, выбрать наиболее убедительную теорию и обосновать свой выбор. Обсуждая тему "Toys" ("Игрушки") с учениками 5-6 лет, я могу предложить каждому выбрать любимую игрушку из тех, которые у них есть дома, принести эту игрушку на занятие и описать ее (по заранее подготовленному плану).
Даже в летнем онлайн клубе дети без домашнего задания не остаются. В основном, я прошу ребят что-то повторить, что-то прочитать, что-то послушать, что-то посмотреть, выполнить несложные, но интересные задания по желанию.
Могут ли родители присутствовать на индивидуальных занятиях?
Все зависит от возраста ребенка и его готовности к самостоятельной работе. Как правило, детям дошкольного возраста и младшего школьного возраста требуется пройти так называемый адаптационный период, когда ребенок привыкает к новой обстановке, к учителю, к новым требованиям. У детей 3-5 лет этот период длится, в среднем, один месяц, у детей 6-8 лет - 2-3 недели, у детей 9-11 лет - 1-2 недели. В этот период родители могут присутствовать на уроках, т.к. поддержка родителей будет несомненно полезна! После прохождения адаптационного периода, если я вижу, что ребенок спокоен, самостоятельно справляется с заданиями, понимает, что нужно делать, адекватно реагирует на мои слова, помощь родителей на уроке уже не требуется. Ребенок учится учиться. Это не оговорка! Ребенок учится быть самостоятельным. Это очень важный жизненно необходимый навык, который прививается ребенку уже с первых занятий.
Сколько человек может обучаться в мини-группе?
Очень ограниченное количество - от трех до шести человек. Из личного опыта скажу, что группы должны быть небольшими. Обучение в таком случае будет более эффективным, каждый участник сможет получить достаточный объем практики, а я как преподаватель могу уделить внимание каждому. Это очень важно.
Используете ли вы цифровые технологии на уроках, если да, то как?
Разумеется. Цифровые технологии способствуют получению новых знаний, делают процесс обучения интересным, увлекательным и очень удобным. Без них сложно представить современный урок. Способов применения цифровых технологий в обучении - масса. Перечислю лишь самые основные, которые я использую в своей работе постоянно, это: общение и обмен информацией через электронную почту, мессенджеры, соцсети Инстаграм, ВКонтакте, через свой персональный сайт, использование электронных учебных материалов, онлайн словарей, онлайн сервисов дистанционного обучения, это платформы для онлайн обучения (GetClass, Skysmart Class, ЯКласс, Взнания, УЧИ.ру), обучающие сайты, скайп, zoom, интерактивная доска, образовательные подкасты, видеопрезетации, видеоуроки, сайты для общения с иностранцами.
Как проходит типичный онлайн урок разговорного английского языка, как происходит обучение на таком уроке?
Если мы работаем дистанционно, то обучение происходит по скайпу или зуму, с использованием обучающей платформы и интерактивной доски. У ученика появляется ссылка - доступ к обучающей платформе, к ее ресурсам и заданиям. Ученик может выполнять интерактивные задания онлайн и оффлайн, в любом удобном для себя режиме. Обмен учебными материалами, учебной информацией может происходить по-разному: по электронной почте, через мессенджеры (Viber, WhatsUp), соцсеть Vkontakte, по скайпу. Что касается содержания и структуры урока, то в этом плане урок по скайпу ничем не отличается от обычного традиционного урока "в реальном традиционном" формате.
На практических занятиях мы общаемся на английском языке, выполняем разные задания, работаем над всеми аспектами языка (над произношением, лексикой, грамматикой), развиваем речевые навыки (аудирование, чтение, говорение, письмо). Если это подготовка к экзаменам или олимпиадам, то включаем в работу лингвострановедческий материал, отрабатываем стратегии выполнения заданий. Обязательными элементами всех уроков является повторение изученного ранее материала, проверка домашнего задания, небольшая самостоятельная работа.
Надо ли дополнительно платить за доступ к обучающим платформам, к их ресурсам?
Нет, не надо. Это приятный бонус, который я дарю своим ученикам.
Мотивируете ли вы своих учеников?
Да. Я считаю это важной частью своей работы. Взрослая аудитория чаще всего не нуждается в мотивации, т.к. все все прекрасно понимают, имеют четкие цели, осознают необходимость выполнения домашних заданий и т.п.. И тем не менее, я вижу, как даже у них загораются глаза, когда они получают отличную оценку, предложение поучаствовать в ролевой игре или в конкурсе, получают возможность пообщаться с носителем языка, применить свои знания и навыки в реальной жизни, когда мы обсуждаем их перспективы роста и развития.
Что касается детей, то здесь приходится чаще мотивировать, поощрять интерес к языку. Как это происходит? Почти также, как и со взрослыми, с той лишь разницей, что я чаще применяю игровые приемы, геймификацию, использую необычные типы заданий, интересные видеоуроки и видеопрезентации, заряжаю собственным азартом, оцениваю их работу, отмечаю их успехи, поощряю саморефлексию и самоанализ.
Кстати, о том, что такое мотивация и как мотивировать себя к изучению иностранного языка, вы можете узнать из моей статьи в разделе БЛОГ, переходите по ссылке: ссылка
Следите ли вы за качеством обучения?
Постоянно. На каждом занятии происходит текущий контроль. Я отмечаю, с какими заданиями ученики смогли справиться, а с какими нет, какие ошибки были допущены. Это позволяет понять, какой материал требует более пристального внимания, что нужно рассмотреть, повторить, доработать. Кроме того, я провожу вводное, промежуточное и итоговое тестирование (в начале, в середине и в конце обучения), что позволяет сравнить результаты "до" и "после". Вместе с учениками мы обсуждаем и анализируем результаты тестов, проводим тщательную работу над ошибками. Это очень важная часть работы!
Вы успешны?
Успех - понятие относительное. А успех учителя во многом зависит от успехов его учеников. Тот факт, что мои ученики успешно справляются со своими задачами, достигают поставленные цели, побеждают на олимпиадах, получают высокие баллы на экзаменах, отличные оценки в школе, поступают в престижные высшие учебные заведения, уверенно чувствуют себя на собеседовании, оставляют положительные отзывы о нашей совместной работе — все это для меня самая важная награда и мой успех как преподавателя!
Вопрос, который никогда не задают прямо, но всегда пытаются как-то узнать или понять: люблю ли я свою работу?
Oh, YES. I LOVE IT! Я люблю английский язык, люблю общение, люблю свое дело. То, чем я занимаюсь, это больше, чем просто работа, это моя стихия, мое увлечение, мое призвание, моя жизнь. Я тщательно готовлюсь к каждому уроку и с нетерпением жду каждый урок. Каждая встреча с учениками несёт что-то новое и важное - это новая информация, живое общение, заряд позитивной энергией, обмен знаниями, мнениями, впечатлениями, опытом, это движение вперед. Наверное, это очень важно любить то дело, которым ты занимаешься, без этого невозможно быть успешным и счастливым.